Язык программирования Perl

Управление циклами и переходы


В Perl есть несколько предложений для управления выполнением программы с помощью перехода в указанную точку программы. Обычно это требуется при работе с циклами. Когда при работе цикла требуется досрочно закончить его выполнение при наступлении какого-то события, то для этого можно воспользоваться оператором last (аналог оператора break в языке C), который прерывает выполнение цикла и переходит к выполнению предложения, следующего за циклом. Например, напечатать 10 случайных чисел от 0 до 0,5 можно так:

$i = 0; while (1) { # безусловно входим в цикл $random = rand; # получаем случайное число if ($i == 10) { # по достижении счетчика 10 last; # ПРЕРЫВАЕМ выполнение цикла } if ($random < 0.5) { # числа меньше 0.5 print "\n", $random; # выводим на консоль $i++; # и увеличиваем счетчик повторений } } # сюда произойдет переход по last

Оператор next (аналог оператора continue в языке C) применяется, когда требуется пропустить выполнение оставшихся предложений в теле цикла и перейти к следующей итерации, начав с проверки условия в заголовке цикла. Вот так можно изменить последний пример, применив next:

$i = 0; while ($i < 10) { # пока счетчик не достигнет 10 $random = rand; # получаем случайное число if ($random > 0.5) { # числа больше 0.5 next; # ПРОПУСКАЕМ действия в теле цикла } print "\n", $random; # выводим число на консоль $i++; # и увеличиваем счетчик повторений # сюда произойдет переход по next }

Оператор redo используется, когда нужно повторить выполнение предложений в теле цикла без проверки условия в заголовке цикла. Вот таким станет последний пример, если использовать redo:

$i = 0; while ($i < 10) { # пока счетчик не достигнет 10 # сюда произойдет переход по redo $random = rand; # получаем случайное число if ($random > 0.5) { # числа больше 0.5 redo; # СНОВА НАЧИНАЕМ действия в теле цикла } print "\n", $random; # выводим число на консоль $i++; # и увеличиваем счетчик повторений }

Во всех рассмотренных циклах может присутствовать необязательный блок continue. В нем располагаются действия, которые нужно выполнить в конце цикла, в том числе при переходе к новой итерации по next. Действия в блоке continue не выполняются при переходах по last и redo. Это может показаться странным, но голый блок рассматривается в Perl как цикл, выполняющийся один раз. В таком блоке может присутствовать фраза continue и использоваться переходы last, next и redo. С учетом предложений управления циклом и блока continue циклическую структуру в общем виде можно изобразить так:


# может быть заголовок цикла: while, until или for { # сюда происходит переход по redo # действие 1, выполняемое в цикле if (условие выхода) { last; # выход из цикла } # действие 2, выполняемое в цикле if (условие продолжения) { next; # выполнение следующей итерации цикла } # действие 3, выполняемое в цикле if (условие возобновления) { redo; # выполнение тела цикла сначала } # действие N, выполняемое в цикле # сюда происходит переход по next } continue { # действие, выполняемое перед новой итерацией цикла } # сюда происходит переход по last

Циклы могут быть вложены один в другой. Когда требуется прервать вложенный цикл, перед ним ставится метка. Метка - это идентификатор, состоящий из латинских букв, знаков подчеркивания и цифр и начинающийся с буквы, после которого стоит знак двоеточия. Соблюдая хороший стиль программирования, следует записывать метки заглавными буквами. В операторе управления циклом метка указывает, выполнение какого цикла нужно прервать:

CYCLE_1: while (условие продолжения цикла 1) { CYCLE_2: while (условие продолжения цикла 2) { if (условие выхода из всех циклов) { last CYCLE_1; } CYCLE3: while (условие продолжения цикла 3) { if (условия прерывания 2-го цикла) { next CYCLE_2; } } # сюда произойдет переход по next CYCLE_2 } } # сюда произойдет переход по last CYCLE_1

Метка может ставиться перед любым предложением. При помощи блока и операторов управления циклом с меткой можно имитировать управляющую структуру, подобную оператору switch в языке C. Например, так можно записать только одно присваивание переменной $say в зависимости от условия:

SWITCH: { unless (defined $t) { # если $t не определено $t = 25; redo SWITCH; # задать значение по умолчанию } if ($t < 10) { $say = 'холодно'; last SWITCH; } if ($t < 18) { $say = 'прохладно'; last SWITCH; } if ($t < 27) { $say = 'тепло'; last SWITCH; } $say = 'жарко'; } print "Сегодня $say\n";

В Perl имеется оператор перехода goto, в котором также используются метки. С его помощью можно перейти к выполнению помеченной конструкции в текущем или в вызывающем блоке. Но его нельзя применять для перехода в конструкцию, требующую инициализации: подпрограмму или цикл for. Этот оператор имеет три разновидности.

  1. Переход к выполнению предложения, перед которым стоит метка:

    goto МЕТКА;
  2. Переход к метке, имя которой получено в результате вычисления выражения:

    goto выражение;
  3. Замена вызова указанной подпрограммы на подпрограмму, выполняющуюся в данный момент (применяется загрузчиками модулей Perl):

    goto &подпрограмма;


Оператор goto заслуженно порицается теоретиками и практиками программирования, поскольку он сильно запутывает логику выполнения программы. Так что правилами хорошего стиля программирования рекомендуется использовать его только при крайней необходимости. Хотя goto и можно применить для выхода из цикла, но для этого лучше воспользоваться оператором last.


Содержание раздела